Коммерческая налоговая тайна

Важные информационные данные на тему: "Коммерческая налоговая тайна" с описанием сопутствующих проблем и способов их решения. За индивидуальными консультациями всегда можно обратиться к дежурному специалисту.

Усилена ответственность за незаконные получение и разглашение коммерческой, налоговой или банковской тайны

Скорректированы уголовные санкции за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 193-ФЗ «О внесении изменений в статью 183 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Так, существенно увеличен размер штрафа за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа, угроз или иным незаконным способом. Теперь штраф будет взиматься в размере до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года. Сейчас такой штраф установлен в сумме до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев (ч. 1 ст. 183 УК РФ).

Кроме того, повышен штраф за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца. Согласно поправкам, лицо, которому такая тайна была доверена или стала известна по службе или работе, в данном случае должен будет уплатить штраф в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет вместо действующего сегодня штрафа в сумме до 120 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года.

Также возрастет размер штрафных санкций за те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. Если сейчас штраф установлен в сумме до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, то с учетом изменений он будет налагаться в размере до 1,5 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет.

Соответствующие поправки предусмотрены в ст. 183 УК РФ. При этом за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (равно и в случае причинения крупного ущерба или совершения таких действий из корыстной заинтересованности) санкции в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до семи лет будут сохранены.

Федеральный закон вступит в силу 11 июля 2015 года.


Источник: http://www.garant.ru/news/634144/

Какие сведения относятся к налоговой тайне

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.
Читайте так же:  Пенсия после увольнения работающего пенсионера

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Источник: http://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovaya-tajna/

Коммерческая и налоговая тайны

Примером служебной тайны можно считать налоговую тайну, предусмотренную статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Согласно указанной статье, любые сведения, кроме случаев, установленных НК РФ, полученные налоговыми органами о налогоплательщике в процессе реализации своих полномочий, признаны конфиденциальной информацией и составляют налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами (их должностными лицами), за исключением сведений, предусмотренных федеральным законом. К таким сведениям относятся: разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия об идентификационном номере налогоплательщика, об уставном фонде (уставном капитале) налогоплательщика, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств.

Таким образом, если в результате незаконного разглашения, использования или утраты сведений, составляющих налоговую тайну, нарушена коммерческая тайна, то компания вправе использовать способы защиты своего субъективного права, предусмотренные как НК РФ (для налоговой тайны), так и законодательством о коммерческой тайне. В том числе, привлечение виновных к уголовной ответственности по части 2 статьи 183 Уголовного кодекса РФ. Так, бывший руководитель УМНС по Тульской области, разгласивший сведения, составляющие коммерческую тайну, предоставленные организацией в налоговую инспекцию (получившую, таким образом, статус налоговой тайны), признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 290 Уголовного кодекса РФ (получении взятки в крупном размере — 40 тысяч долларов) и частью 3 статьи 183 Уголовного кодекса РФ.

Институт налоговой тайны направлен, прежде всего, на защиту законных интересов коммерческих компаний, предоставляющих в соответствии с требованиями законодательства коммерчески значимую информацию государству, которое, в свою очередь, обязуется хранить ее в тайне. Приводимый ниже судебный прецедент*(8) интересен тем, что, помимо чисто практического значения, показывает — бывают ситуации, когда правовой институт, признанный охранять законные интересы хозяйствующих субъектов, может обернуться препятствием для добросовестных предпринимателей.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Управление и финансы» о признании недействующим пункта 3 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23, в части предоставления взыскателю информации о факте наличия у должника-организации открытых счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях, как не соответствующего пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 31, пункту 3 статьи 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах», пункту 1 статьи 139, пунктам 1, 2 статьи 874, пункту 1 статьи 875 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» в их взаимосвязи, установил следующее.

Приказом МНС РФ N БГ-3-28/23 утвержден Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю (далее — Порядок), пункт 3 которого определяет, что при наличии счетов и вкладов у должника-организации в банках и иных кредитных учреждениях взыскателю предоставляется «информация о факте наличия у должника-организации открытых счетов».

Заявитель полагает, что предоставление сведений только о наличии расчетных счетов должника ограничивает право взыскателя по исполнительному листу на списание со счета должника денежных средств по решению арбитражного суда, предоставленное ему Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Такое право взыскатель может реализовать при условии оформления инкассового поручения, в котором, в соответствии с требованиями Положения «О безналичных расчетах Российской Федерации», утвержденного Центральным банком РФ 3 октября 2002 г. N 2-П, должен быть указан номер счета.

МНС России считает, что содержащееся во втором предложении пункта 3 Порядка ограничение направляемой взыскателю информации сведениями лишь о наличии или отсутствии счета должника в кредитном учреждении вызвано невозможностью предоставить взыскателю данные о номере счета должника, поскольку такие сведения относятся к налоговой тайне, которая в силу статьи 102 Налогового кодекса РФ не подлежит разглашению. Объем информации, подлежащей предоставлению взыскателю, статьей 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не конкретизирован. По мнению министерства, оспариваемое положение Порядка не нарушает законных прав заявителя. При отсутствии сведений об имеющихся у должника счетах в кредитных учреждениях взыскатель, в соответствии со статьей 6 этого Федерального закона, вправе направить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю.

Читайте так же:  Увольнение сотрудника по статье за прогул

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в споре, исследовав представленные по делу доказательства, суд посчитал заявление ЗАО «Управление и финансы» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В пункте 1 Порядка указано, что настоящий нормативный акт разработан на основании п. 3 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом, как заявляет министерство, из положений, содержащихся в данной статье Закона, следует обязанность налогового органа предоставить взыскателю сведения лишь о наличии или отсутствии у должника счетов в банках и иных кредитных организациях, обязанность налогового органа сообщить взыскателю номер счета названной выше нормой не предусмотрена.

Между тем, как следует из абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 46 Закона, информация, предоставляемая взыскателю, должна быть такой же, как предоставляемая судебному приставу-исполнителю информация, необходимая для обращения взыскания по исполнительным листам на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях.

Списание денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента, согласно статье 854 Гражданского кодекса РФ, допускается по решению суда, а также в случаях, предусмотренных законом.

Статьей 874 Кодекса предусмотрено, что порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Органом, регулирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации, является согласно статье 80 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Центральный банк РФ.

В соответствии с Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» Центрального банка, списание денежных средств по исполнительным листам осуществляется по инкассовым поручениям, которые, являясь расчетными документами, должны содержать в числе необходимых реквизитов номер счета плательщика. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат (п. 2.10, 2.16, 12.1, 12.2 Положения).

Следовательно, не имея данных о номере счета должника, взыскатель, так же как и судебный пристав-исполнитель, не сможет реализовать предусмотренное статьей 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» право на взыскание присужденных судом денежных средств непосредственно через кредитное учреждение.

Согласно Порядку взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденному приказом МНС России от 25 июля 2000 г. N ВГ-3-10/265/215, налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю по его запросу информацию, необходимую для принудительного взыскания по исполнительным документам, в числе которой названы сведения о номерах расчетных счетов, наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных учреждений, в которых открыты счета должников.

Следовательно, если под необходимой информацией для судебного пристава-исполнителя, указанной в пункте 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», МНС России понимает, в том числе, и сведения о номерах счетов в кредитных учреждениях должника, то, как следует из абзаца четвертого пункта 3 статьи 46 этого Закона, такие же сведения могут быть предоставлены взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности. При этом нельзя согласиться с позицией МНС России, что из содержания пункта 3 статьи 46 данного Закона вытекает лишь право налогового органа предоставить взыскателю необходимую информацию, а не его обязанность. Формулировка «может быть предоставлена» неразрывна с содержащимся далее текстом: «при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности».

Иными словами, законодатель указал на возможность предоставления взыскателю необходимой информации при условии, что он располагает исполнительным листом, давность взыскания по которому не истекла, а не на возможность налогового органа по своему усмотрению решать вопрос о предоставлении необходимых сведений. МНС России, определяя порядок предоставления информации, не вправе устанавливать иные, кроме установленных законом, ограничения к получению информации, необходимой для взыскания задолженности через банк.

По смыслу, содержащемуся в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ, сведения о счетах организаций, находящихся в кредитных учреждениях, действительно относятся к налоговой тайне.

По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.

Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 102 Кодекса, налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Закрепление в законе отступлений необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.

Специального закона, посвященного налоговой тайне и, следовательно, вопросам ее разглашения, не имеется. Однако Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность передачи налоговым органом взыскателю в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 46 этого Закона, необходимой информации о банковском счете должника, к которой, как указано выше судом, относится и информация о номере такого счета.

Кроме того, по смыслу, содержащемуся в статье 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», не подлежит ограничению доступ к информации, необходимой для реализации законных прав и обязанностей граждан, а равно и организаций.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» определяет, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.

Защита нарушенных прав должна обеспечиваться эффективным механизмом реализации судебных решений.

Названные выше принципы не могут не учитываться при применении положений, содержащихся в статье 46 Закона «Об исполнительном производстве», в их взаимосвязи с положениями других статей этого же Закона, в частности, статьей 6, предусматривающей право взыскателя направить исполнительный лист непосредственно в кредитное учреждение, и статьей 31, указывающей на право доступа взыскателя ко всем материалам исполнительного производства, а также с другими правовыми актами, приведенными выше.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований к признанию положения, содержащегося во втором предложении пункта 3 оспариваемого нормативного акта, недействующим.

Дата добавления: 2016-10-07 ; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/7-47647.html

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность. Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной. Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Читайте так же:  Алименты с разовой премии

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной. Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания). Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • ИНН.
  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.

Как узнать о наличии задолженности физлица по налогу на транспорт, как узнать сумму налога по ИНН см. статью: «Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)?».

  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну.
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений. Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок. Под данными, составляющими налоговую тайну, понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков. В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Налоговая тайна — часть информации, носящей конфиденциальный характер. Организация заинтересована в сокрытии информации о своих клиентах и поставщиках, о способах и методах осуществления своей предпринимательской деятельности и пр. Данная информация защищена понятием коммерческой тайны. Коммерческая тайна регулируется одноименным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ. Ст. 5 данного закона устанавливает перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной. Налоговые декларации не упомянуты в этом перечне. Следовательно, налоговые декларации могут являться коммерческой тайной, что организация может закрепить в своем нормативном документе — Положении о коммерческой тайне.

Узнать, утечку какой информации можно защитить положением о коммерческой тайне, скачать его образец можно в статье «Положение о коммерческой тайне — образец 2016 года».

Итоги

Взаимодействуя с налоговыми органами, руководство любой организации надеется на сохранность конфиденциального характера передаваемой информации. Конфиденциальности, по мнению налогоплательщиков, должно способствовать наличие статьи в налоговом кодексе, посвященной налоговой тайне. Она регламентирует, какая именно информация обязана оставаться скрытой, а какая может быть доступна общественности. В последнее время наблюдается тенденция вывода все большей информации о налогоплательщиках из-под грифа «налоговая тайна».

Источник: http://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kakie_svedeniya_sostavlyayut_nalogovuyu_tajnu/

Понятие и содержание налоговой тайны

Понятие и содержание налоговой тайны определено в НК РФ, и в последнее время в этом вопросе появлялись отдельные нововведения. О расшифровке данного понятия и нюансах его практического применения узнайте из нашего материала.

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  • полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  • за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).

Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. А именно:

  • информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  • при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  • данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.
Читайте так же:  Компенсации при сокращении численности или штата работников

Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.

Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговая тайна охраняется законом, а именно:

Пункты ст.102 НК РФ

установлен запрет на разглашение СНТ

определено, что СНТ подлежат спецрежимам хранения и доступа

предусматривает ответственность за утрату содержащих СНТ документов (либо их разглашение)

За нарушение режима секретности в отношении СНТ предусмотрена ответственность:

  • дисциплинарная (если действия/бездействия должностных лиц госорганов не причинили налогоплательщику тяжкий вред или крупный ущерб);
  • административная (штраф за разглашение налоговой тайны по ст. 13.14 КоАП: на физлиц 0,5–1,0 тыс. руб., на должностных лиц — 4,0–5,0 тыс. руб.);
  • уголовная (по ст. 183 УК РФ: штрафы 0,5–1,5 млн руб., лишение свободы до 7 лет).

О наказаниях, предусмотренных законодательством для налогоплательщиков, расскажут материалы рубрики «Ответственность и взыскания».

Чтобы не быть наказанным по вышеуказанным статьям, физлицам и должностным лицам госорганов необходимо иметь полное представление о содержании СНТ, способах получения и основных признаках (об этом расскажем в следующих разделах).

Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну

Посвященная налоговой тайне статья 102 НК РФ определяет налоговую тайну как любые сведения о налогоплательщике за исключением отдельных видов информации, перечисленных в п. 1 указанной статьи. При этом формы и способы получения СНТ, а также их состав и содержание законом не регламентированы.

По содержанию полученной должностными лицами информации к разряду СНТ могут быть отнесены сведения:

  • непосредственно связанные с вопросами налогообложения;
  • иные (не связанные с налогами, сборами и взносами), носящие конфиденциальный характер (к примеру, личная или семейная тайна).

Основной способ получения СНТ должностными лицами госорганов — затребование документов при осуществлении процедур налогового контроля (ст. 82 НК РФ), включающих:

  • налоговые проверки;
  • осмотр используемых для получения дохода налогоплательщиком помещений и территорий;
  • получение объяснений от хозяйствующих субъектов;
  • иных предусмотренных НК РФ процедур.

Получить СНТ налоговики могут и другими способами, например, перечисленные в НК РФ физлица и организации обязаны предоставлять в налоговый орган известные им сведения о налогоплательщике (ст. 85, 86, 90 и др.).

Все полученные в результате контрольных мероприятий и осуществления налоговиками иных должностных полномочий сведения о налогоплательщике относятся к категории СНТ.

Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне

Для того чтобы отделить СНТ от других видов информации с ограниченным доступом (профессиональной, коммерческой, служебной тайн и др.), обозначим их основные отличительные признаки:

  • СНТ могут быть получены только при осуществлении госорганами своих полномочий (попавшие к должностным лицам госорганов сведения о налогоплательщике, полученные не в связи с осуществлением своих полномочий, СНТ не признаются);
  • к СНТ относятся исключительно сведения о налогоплательщике (иная информация, полученная налоговиками или таможенниками в процессе выполнения обязанностей, налоговой тайной не является);
  • получение СНТ происходит в рамках правоотношений между налоговым органом, действующим от имени государства (ст. 31 НК РФ предоставляет полномочие на истребование необходимой информации), и налогоплательщиком (ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщика ее предоставить);
  • СНТ, поступившие в госорганы, имеют специальный режим хранения и доступа;
  • порядок доступа к СНТ устанавливают своими приказами ФНС, ФТС и МВД России.

Что налогоплательщику необходимо знать о термине «признак» — см. в материалах:

Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2017

СНТ в определенных случаях могут перейти из разряда засекреченных в категорию общедоступных (п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ). Происходит такой переход с согласия налогоплательщика в регламентированной законом форме.

С апреля 2017 года вступил в силу приказ Минфина и ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/[email protected], утвердивший:

  • форму и формат согласия налогоплательщика на признание СНТ общедоступной информацией;
  • схему заполнения формы;
  • алгоритм представления формы налоговикам.

Форма согласия состоит из 2 листов и по многим заполняемым полям очень напоминает привычную для всех налогоплательщиков налоговую декларацию или иной налоговый отчет, но включает и специфичные поля:

«Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными»

«1» — если налогоплательщик определяет СНТ общедоступными в полном объеме;

«2» — при выборе части СНТ в качестве общедоступных

«Период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными»

Отражаются даты начала и окончания соответствующего периода (например, если выбирается период за 2016 год, поле заполняется следующим образом: с 01.01.2016 по 31.12.2016)

Несоблюдение данной формы согласия может послужить основанием для отказа в его приеме налоговыми органами.

С какими видами согласий и возражений сталкиваются налогоплательщики — см. в материалах и сообщениях:

Итоги

Сведения, относимые в разряд налоговой тайны, представляют собой конфиденциальную информацию, доступ к которой законодательно ограничен. Засекреченные налоговые сведения с согласия налогоплательщика могут перейти в разряд общедоступных после оформления специального согласия, форма которого регламентирована совместным приказом Минфина и ФНС России.

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/ponyatie_i_soderzhanie_nalogovoj_tajny/

Налоговая тайна: что это такое и кто на нее может покуситься?

Статья 102 Налогового кодекса РФ содержит общее определение налоговой тайны через перечисление сведений, которые к этой тайне не относятся:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ пункт 1 статьи 102 НК РФ дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2015 г.:

  • предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Можно предположить, что все остальные сведения, имеющие отношение к налогоплательщику, а также его хозяйственной деятельности, могут являться налоговой тайной. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, а также их должностными лицами, и за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст. 102 НК РФ). Поступившие в госорганы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Например, документированная информация, в том числе на электронных носителях, содержащая сведения, составляющие в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, должна храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Читайте так же:  Арест имущества находящегося у третьих лиц

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Из самого понятия налоговой «тайны» следует, что за незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну и их разглашение должна быть установлена ответственность административная и уголовная.

Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, определена ст. 183 УК РФ. Максимальное наказание по данному правонарушению предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет.


К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу государственного органа при исполнении ими своих обязанностей, а также утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие вышеуказанным требованиям исполнению не подлежат.

Кому же могут быть интересны сведения, составляющие налоговую тайну?

В первую очередь, это государственные органы, в связи с проведением ими каких-либо проверок (см. выше), и конечно это контрагенты, которые зачастую при совершении сделок, запрашивают у партнеров различного рода информацию, в том числе и ту, которая составляет налоговую тайну.

Это может быть:

  • информация о персональных данных конкретных налогоплательщиков (письмо УФНС России по г. Москве от 26.05.2010 N 20-14/[email protected] «Об определении налоговой тайны»);
  • сведения, относящиеся к коммерческой тайне;
  • сведения, относящиеся к банковской тайне;
  • информация об имуществе налогоплательщика и тому подобная информация.

Наиболее распространенная причина, по которой контрагент может запрашивать сведения, относящиеся к налоговой тайне, это проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера, поскольку совершение этих действий является одним из важнейших показателей добросовестности налогоплательщика. И хотя действующее законодательство не обязывает стороны договора, заключаемого не в рамках специальных процедур, предусмотренных законодательством (торги, аукцион), предоставлять друг другу какие-либо документы в связи с заключением договора, на практике, действительно, часто стороны просят представить своего контрагента различные документы: копии свидетельства о государственной регистрации, документы, подтверждающие полномочия представителя, органа контрагента на совершение сделки, лицензии, свидетельства о допуске, выданные саморегулируемой организацией и т.п.

Однако закон не обязывает сторону, у которой контрагент попросил предоставить копии каких-либо документов либо иные сведения в связи с заключением договора, такие документы, сведения предоставлять, поэтому она вправе решить данный вопрос по своему усмотрению.

Сторона же, заинтересованная в подтверждении правомочности своего контрагента, вправе обратиться в налоговые органы за предоставлением ей выписки из ЕГРЮЛ, документов контрагента, содержащихся в ЕГРЮЛ, например устава (п.п. 7-18 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Минфина РФ от 23.11.2011 N 158н). Такие данные, согласно ст. 102 НК РФ, являются общедоступными.

Также могут запрашивать:

1) Документы бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность носит публичный характер, в отличие от регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п.11 ст. 13 ФЗ от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ»О бухгалтерском учете»). В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

2) Банковская карточка, банковские счета.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати, так называемая банковская карточка, оформляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов» в целях открытия счета клиенту банка и сличения подписей лиц, выступающих от имени клиента, при совершении в дальнейшем операций по счету. Законодательством не предусмотрено обязанности по предоставлению контрагенту при заключении договоров банковской карточки.

На практике встречается, что контрагент требует представить банковскую карточку для подтверждения подлинности подписи руководителя, когда речь идет, к примеру, о заочном подписании договора каждой из сторон. Но поскольку такая обязанность законом не предусмотрена, организация может отказать контрагенту в ее предоставлении либо предложить предоставить банковскую карточку с подписью только руководителя организации и без подписи лица, имеющего право второй подписи.

3) Паспортные данные учредителей, директора.

Иногда контрагенты запрашивают и такую информацию. Если запрашиваемые контрагентом документы содержат персональные данные работников или, к примеру, участников (акционеров) общества — физических лиц (например, имя, дата рождения, паспортные данные и т.п.), передача таких данных является обработкой (распространением) персональных данных и может осуществляться только с письменного согласия соответствующих субъектов персональных данных (ст.ст. 3, 6 и 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»). Поэтому информацию, содержащую персональные данные указанных лиц, без их согласия организация предоставлять не только не обязана, но и не вправе. Условие договора об обязанности предоставить такую информацию контрагенту также противоречит законодательству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rosco.su/press/nalogovaya_tayna_chto_eto_takoe_i_kto_na_nee_mozhet_pokusitsya_/

Коммерческая налоговая тайна
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here